Планирование работы

Планирование и осуществление физкультурно-оздоровительной работы с детьми реализуется в соответствии с "Основной образовательной программой дошкольного образования ДОО на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования."

ФГОС дошкольного образования определяет цели, задачи и содержание физического развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Их можно дифференцировать на два тематических модуля: «Здоровье» и «Физическое развитие» и связанные с ними задачи.


                                    Тематический модуль «Здоровье»

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи

Образовательные
Воспитательные
Оздоровительные
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
-формирование начальных знаний о своём теле и организме, функциях отдельных органов
-овладение ребёнком элементарными знаниями  о необходимости и способах  укрепления собственного здоровья
- формирование мотивации здоровья

-воспитание культурно-гигиенических навыков
-формирование интереса и потребности в здоровом образе жизни
-привитие потребности в здоровом образе жизни
-формирование интереса к правилам здорового питания


-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
-профилактика и совершенствование функций организма (дыхательной, выделительной, пищеварительной, двигательной)
-повышение работоспособности
-закаливание
-профилактические и оздоровительные медицинские мероприятия




 Физкультурно — оздоровительный режим


Содержание работы
Время проведения
Исполнитель
Прием детей
Ежедневно 7.00-9.00
Воспит. 1-й смены
Осмотр детей
Ежедневно 7.00-9.00
Медицинская сестра
Утренняя гимнастика
Ежедневно по режиму
Воспит. 1-й смены
Завтрак, обед, полдник
По режиму
Повар, диетсестра, воспитатели
Непосредственно образовательная деятельность  .Образовательная деятельность
"Физическая культура"
По сетке
Инструктор по физической культуре
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Музыка"
По сетке
Музыкальный руководи­тель, воспит-ли
Физкультминутки
По мере необходимости
Воспитатели
Игры между занятиями
Ежедневно
Воспитатели
Прогулка
По режиму
Воспитатели
Подвижные игры
По плану
Воспитатели
Спортивные игры
По плану
Инструктор по ФК, воспитатели
Спортивные упражнения на прогулке
По плану
Воспитатели
Физкультурный досуг
1 раз в месяц
Инструктор по ФК, воспитатели
Физкультурный праздник

День здоровья
2 раза в год

1 раз в квартал (с 4-7 лет)
Инструктор по ФК, старший воспита­тель, воспитатели
Индивидуальная работа по РД
Ежедневно
Воспитатели
Дневной сон
По режиму
Воспитатели
Закаливающие мероприятия (облегченная одежда, мытье рук до локтя, умывание прохладной водой, питьевой режим, воздушные ванны, солнечные ванны, полоскание рта холодной водой)
В течение дня
ежедневно
Воспитатели, медицинская сестра, инструктор по ФК старший воспитатель
Медицинское обследование состояния здоровья детей
2 раза в год
Медицинская сестра, врач
Обследование физического развития детей
2 раза в год
Инструктор по ФК, педагог-психолог
Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий
1 раз в месяц в каждой группе
Заведующий, старший воспита­тель, медицинская сестра, инструктор по ФК
Медико-педагогический контроль за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий
1 раз в месяц в каждой группе
Заведующий, медицинская сестра, старший воспитатель
Тепловой и воздушный режим
По графику
Воспитатели, медицинская сестра
Кварцевание групп
По графику
Воспитатели, медицинская сестра
Санитарно-гигиенический режим
Постоянно
Воспитатели, медицинская сестра
Консультативная и просветительская работа среди педагогов по вопросам физического развития и оздоровления
По годовому плану
инструктор по ФК, старший воспитатель, педагог-психолог
Консультативная и просветительская работа среди родителей по вопросам физического развития и оздоровления
По годовому плану
Зам.зав. по ВМР, инструктор по ФК, педагог-психолог

Закаливающие процедуры

Закаливание воздухом (все группы)
Закаливание водой (все группы)
Воздушные ванны после дневного сна (все группы)
Полоскание горла после сна (все группы)
Физкультурные занятия в облегченной одежде (все группы)
Влажное обтирание (все группы)
Сон при открытых фрамугах (все группы)
Ходьба по мокрым дорожкам и ножные ванны с водой (старшая группа)
Контрастные воздушные ванны (все группы)
Общее обливание (подготовительная группа)

Физкультурно — оздоровительные мероприятия

1. Утренняя гимнастика
Ежедневно в зале или на открытом воздухе (10-12 минут)
2. Физкультминутка
Ежедневно по мере необходимости
(3-5 минут)
3. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Ежедневно во время утренней или вечерней прогулки (20-25 минут)
4. Оздоровительный бег
2 раза в неделю во время утренней прогулке (5-7 минут)
5. Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами
2-3 раза в неделю после дневного сна
(5-7 минут)
6. Гимнастика после дневного сна (комплекс
упражнений)
2-3 раза в неделю (5-8 минут)

Содержание тематического модуля «Здоровье»
в разных возрастных группах

Возрастная группа
Динамика освоения содержания тематического модуля «Здоровье»

Ранний возраст
— может усваивать разучиваемые движения, связанные с укреплением здоровья, при мотивации и организующей помощи взрослого;
— испытывает удовольствие от общения со взрослым по поводу выполнения правил гигиены, утренней гимнастики и физических упражнений.
- Комментирует их выполнение по подражанию действиям взрослого, передавая его установки на ценность данных процедур и мероприятий.
- испытывает удовольствие от организованной двигательной активности, отмечает ее влияние на подъем настроения.
под контролем взрослого и при его помощи участвует в организации культурно-гигиенических процедур, проявляя опережающую активность. 
-затрудняется в воспроизведении последовательности культурно-гигиенических действий, однако в случае затруднений обращается за помощью к взрослому или сверстникам
Вторая младшая
— правильно умывается, моет руки, одевается и раздевается. Замечает непорядок в одежде, устраняет его с небольшой помощью взрослого;
— имеет представление о ценностях здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены, пользе утренней гимнастики и физических упражнений,
однако знания могут расходиться со стремлением реализовать их на практике.
— эмоционально благополучен (положительный фон настроения ребенка влияет на желание участвовать в разных формах проявления двигательной активности);
— ребенку нравится двигаться. Может усваивать разучиваемые движения при мотивации и организующей помощи взрослого. 
- Пытается корректировать свои движения при выполнении упражнений по образцу взрослого.
- пользуется вместе с другими детьми столовыми приборами, салфеткой, не крошит хлеб, пережевывает пищу с закрытым ртом, может комментировать их действия.

 Действия требуют небольшой коррекции и напоминания со стороны взрослого
Средняя
— владеет культурно-гигиеническими умениями и навыками;
— знаком с понятиями «здоровье», «болезнь». Имеет представление о составляющих ЗОЖ: питании, закаливании, необходимости соблюдения гигиенических процедур;
— знает о частях тела и об органах чувств человека, о пользе утренней зарядки и физических упражнений, витаминах, оказании элементарной помощи при ушибах и травме, однако знания могут расходиться со стремлением реализовать их на практике.
— уровень развития мелкой моторики позволяет ребенку овладевать необходимыми специальными умениями и навыками, связанными с продуктивными видами деятельности;
— может усваивать разучиваемые движения общей моторики при мотивации и организующей помощи взрослого;
— включиться в беседу о значении физических упражнений;
— обратиться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
— правильно умывается, моет руки с мылом как в условиях самостоятельной, так и коллективной детской деятельности. Пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле, пользуется столовыми приборами, салфеткой, хорошо пережевывает пищу, ест бесшумно, полощет рот после еды. 
Действия требуют небольшой коррекции и напоминания со стороны взрослого
Старшая
— самостоятельно правильно умывается, моет руки с мылом. Правильно пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле, пользуется столовыми приборами, салфеткой, хорошо пережевывает пищу, ест бесшумно, полощет рот после еды;
— знаком с понятиями «здоровье», «болезнь». Имеет представление о составляющих ЗОЖ: питании, закаливании, необходимости соблюдения гигиенических процедур.
— может осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, понимать указания взрослого;
— знает о частях тела и об органах чувств человека, пользе утренней зарядки и физических упражнений, витаминах, оказании элементарной помощи при ушибах и травме;
— обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме;
— может убедить собеседника в необходимости соблюдения элементарных правил здорового образа жизни, используя форму речи-доказательства.
— оказывает помощь в организации режимных моментов сверстникам, в осуществлении культурно-гигиенических процедур;
— может откликаться на предложение взрослого помочь более младшим детям в детском саду.
Подготовительная
— культурно-гигиенические навыки сформированы, автоматизированы (застегивает и расстегивает пуговицы, ухаживает за одеждой, одевается, раздевается, принимает пищу, укладывается спать, создает и контролирует условия их выполнения, исполняет качественно). Элементарно ухаживает за вещами личного пользования и игрушками, проявляя самостоятельность;
— знаком с понятиями «здоровье», «болезнь». Имеет представление о составляющих ЗОЖ: важности соблюдения режима дня, рациональном питании, пользе и видах закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены, значении двигательной активности.
— может активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, проявляет в двигательных действиях инициативу, самостоятельность, творчество;
— дает развернутую эмоциональную оценку спортивным мероприятиям, анализирует, делает выводы самостоятельно.
— может привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, недомогания своего и другого ребенка;
— самостоятельно, быстро и правильно умывается, моет руки, помогает в осуществлении этих процессов сверстникам. Следит за внешним видом своим и других детей.
Помогает взрослому в организации процесса питания. Самостоятельно одевается и раздевается, помогает в этом сверстникам.
Тематический модуль «Физическая культура»:

Цель: формирование у детей здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического, психического развития и эмоционального благополучия ребёнка; формирование у детей интереса  и ценностного отношения к занятиям физической культурой; гармоничное физическое развитие

Задачи.
Образовательные
Воспитательные
Оздоровительные

-формирование двигательных умений и навыков
-овладение ребёнком элементарными знаниями ос воём организме, о роли физических упражнений в жизни человека и способов укрепления собственного здоровья
-развитие физических качеств (ловкости, силы, быстроты, выносливости, гибкости)
- развитие двигательных функций (равновесия, координации)
-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
-формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями
-разностороннее и гармоничное развитие ребёнка
-привитие физической культуры (грациозности, выразительности движений, двигательного творчества)
-формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

-охрана жизни и укрепление здоровья детей (укрепление опорно-двигательного аппарата)
-разностороннее физическое совершенствование функций организма
( дыхательной, выделительной, пищеварительной, двигательной)
-повышение работоспособности
-закаливание


            
Методы  работы с детьми по физическому воспитанию.

Наглядные
Наглядно-слуховой
Практические
Словесный
-показ упражнений - использование пособий
-имитация 
-зрительные ориентиры
использование музыки
-использование ударного инструмента (бубна, барабана)
-повторение упражнений
-проведений в игровой форме
-проведение в соревновательной форме
команды
-объяснения
-вопросы
-указания
-образные сюжетные рассказы
Принципы организации работы

Дидактические
Специальные
Гигиенические
-систематичность
-последовательность
-развивающее обучение
-доступность
-воспитывающее обучение
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей
-сознательность и активность ребёнка в освоении знаний и умений
-наглядность
-непрерывность
-последовательность наращивания тренирующих воздействий
-цикличность
-сбалансированность нагрузок
-рациональность чередования деятельности и отдыха
-возрастная адекватность
-оздоровительная направленность
-осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания

 Формы и средства работы с детьми по физическому воспитанию


Физкультурно — массовые мероприятия

Неделя здоровья
2 раза в год
Физкультурно — спортивные праздники
2-3 раза в год
Физкультурный досуг
2 раза в месяц
День здоровья
2-3 раза в год


Средства
формы

1. Физические упражнения
2 Психогигиенические факторы
(гигиена питания,  сна, занятий,
периода бодрствования).
3. Эколого-природные факторы
(солнце, воздух, вода) с учётом
сезонных и погодных условий
региона
-утренняя гимнастика
-физкультурные занятия
-музыкальные занятия
-физкультминутки
-двигательные разминки
-гимнастика после сна
-подвижные игры
-физкультурные упражнения на прогулке
-спортивные игры
-спортивные упражнения
-спортивные развлечения
-День здоровья
-спортивные праздники
-корригирующие гимнастики по профилактике нарушения осанки и плоскостопия
-профилактические гимнастики: дыхательная, зрительная, пальчиковая



Возрастная группа
Содержание тематического модуля «Физическая культура»
в разных возрастных группах

Динамика освоения содержания тематического модуля «Физическая культура»

Ранний возраст
- Овладевает основными движениями. Демонстрирует выполнение основных движений, если задания даются в игровой форме (например, может выполнить игровые задания на специальных занятиях и в период свободной деятельности: «пройди между стульями», «попрыгай, как зайка»). В неигровой форме может самостоятельно их не повторить. Старается согласовывать движения, но плохо ориентируется в пространстве.
- Не умеет строиться в колонну, шеренгу, круг, путает свое место при построениях, не умеет согласовывать совместные действия.
демонстрирует потребность в двигательной активности.
Двигается естественно, не напряженно. Осваивает новые движения продолжительное время, освоенными движениями пользуется в самостоятельной двигательной деятельности. 
Двигательные действия и умения находятся в процессе формирования, не всегда произвольно регулируются ребенком. У ребенка отмечается постепенное изменение качественной стороны ранее освоенных движений: возможность изменения положения тел без помощи рук; дифференциация в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики; общее увеличение координированности, согласованности, плавности движений.
проявляет интерес к совместной двигательной активности с другими детьми, любит играть вместе с ними, но двигательная активность носит непроизвольный характер и может мешать организации коллективных подвижных игр.
Вторая младшая
— сохраняет правильную осанку в различных положениях (сидя, стоя и в движении);
— ходит и бегает свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя координацию движений рук и ног;
— навыки лазанья, ползания, прыжков и метания развиты в соответствии с возрастными требованиями;
— с желанием катается на санках и трехколесном велосипеде, ходит на лыжах.
— от двигательной деятельности получает удовольствие;
— стремится к самостоятельности в применении опыта двигательной деятельности.
Двигается активно, естественно, не напряженно. Быстро осваивает новые движения.
Движения хорошо координированы, развиты ловкость, выразительность и красота движений. Активно участвует в совместных играх и упражнениях, накапливает опыт разнообразных движений;
— пользуется различным физкультурным оборудованием.
— умеет строиться в колонну, шеренгу, круг, находит свое место при построениях, согласовывает совместные действия;
— соблюдает элементарные и более сложные правила в играх, меняет вид движения в соответствии с поставленной задачей;
— согласовывает движения, ориентируется в пространстве
Средняя
— сформировано умение сохранять правильную осанку в положениях сидя и стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии;
— соблюдает технику выполнения ходьбы, бега, лазанья и ползания;
— правильно выполняет хват перекладины во время лазанья;
— энергично отталкивает мяч при катании и бросании; ловит мяч двумя руками одновременно. Энергично отталкивается двумя ногами и правильно приземляется в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимает правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15—20 см.
— движения развиты в соответствии с возрастной нормой: хорошо координированы и энергичны; выполняются ловко, выразительно, красиво;
— развито умение ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя координацию движений рук и ног;
— развиты интерес, самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений и подвижных игр. Проявляет активность и самостоятельность в двигательной деятельности, при этом переживает положительные эмоции;
— пользуется физкультурным инвентарем и оборудованием в свободное время.
Сформированы навыки доступных спортивных упражнений.
— приучен действовать совместно. Сформировано умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находит свое место при построениях. Соблюдает правила, согласовывает движения, ориентируется в пространстве;
— в играх выполняет сложные правила, меняет движения;
— участвует в совместных играх и физических упражнениях;
— выполняет правила в подвижных играх, реагирует на сигналы и команды.
Старшая
— осознанно выполняет физические упражнения, соблюдает правильное положение тела. Настойчиво и быстро овладевает новыми физическими упражнениями и играми;
соблюдает технику основных движений. Развитые физические качества проявляются в разнообразных видах двигательной деятельности;
— стремится к выполнению физических упражнений, позволяющих демонстрировать физические качества в соответствии с полом (быстрота, сила, ловкость, гибкость и красота исполнения);
— проявляется соотношение некоторых физических упражнений с полоролевым поведением (силовые упражнения — у мальчиков, гибкость — у девочек).
— испытывает радость в процессе двигательной деятельности; активен в освоении новых упражнений. Хорошо ориентируется в пространстве. Хорошо развиты самостоятельность, выразительность и грациозность движений. Вариативно использует основные движения, интегрирует разнообразие движений с разными видами и формами детской деятельности;
— проявляет элементы творчества;
— интерес к различным видам спорта, событиям спортивной жизни страны.
— двигательный опыт обогащается в совместной двигательной и физкультурной
деятельности с другими детьми: свободно и вариативно использует основные движения, переносит в разные виды игр, интегрирует разнообразие движений с разными видами и формами детской деятельности;
— с удовольствием проводит физкультминутки в группе сверстников;
— умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры и разнообразные упражнения. Хорошо выполняет спортивные упражнения и участвует в спортивных играх, действует активно и быстро в соревнованиях со сверстниками. Замечает успехи и ошибки в технике выполнения упражнений; может анализировать выполнение
отдельных правил в подвижных играх; сочувствует спортивным поражениям и радуется победам;
— помогает взрослым готовить и убирать физкультурный инвентарь;
— проявляет положительные нравственные и морально-волевые качества в совместной двигательной деятельности
Подготовительная
— сохраняет правильное положение тела в различных видах деятельности;
— движения выполняет ритмично, соблюдает темп, хорошо ориентируется в пространстве. Управляет движениями осознанно;
— соблюдает требования техники основных движений. Продолжает совершенствовать технику основных движений, добиваясь легкости, точности, естественности и выразительности их выполнения;
— стремится проявить хорошие физические качества при выполнении движений, в том числе в подвижных играх;
— развит интерес к физической культуре, различным видам спорта и событиям спортивной жизни страны.
— сформирована потребность в ежедневной двигательной деятельности. Успешно накапливает двигательный опыт, переносит двигательные навыки в самостоятельную деятельность;
— развиты сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Движения хорошо координированы;
— технику выполнения новых движений осваивает быстро;
— проявляет творческие способности;
— активно осваивает спортивные упражнения и результативно участвует в соревнованиях. Объективно оценивает свои движения, замечает ошибки в выполнении, как собственные так и сверстников.
— любит и может двигаться самостоятельно и с другими детьми, придумывает варианты подвижных игр и комбинирует движения;
— оценивает технику выполнения основных движений вместе со взрослыми и сверстниками. Может анализировать выполнение правил в подвижных играх и изменять их в сторону совершенствования;
— построения и перестроения выполняет быстро и уверенно. Хорошо освоены спортивные упражнения. Элементы спортивных игр выполняе т качественно, участвует в играх, показывает хорошие результаты. Сопереживает спортивным успехам и поражениям. Проявляет положительные нравственные и морально-волевые качества в совме-
стной двигательной деятельности;
— может самостоятельно готовить и убирать физкультурный инвентарь. С удовольствием проводит физкультминутки в группе сверстников.

Планирование воспитателем  педагогической работы по реализации задач образовательной области ФГОС ДО "Физическая культура" в календарном плане
- из опыта работы МБДОУ №232  г. Краснодар
(Консультация для воспитателей. Составила Бакулевич О.А.)

Календарный план педагогической работы с детьми данной возрастной группы в нашем ДОУ структурно делится на части, содержание каждой из которых здесь указано в контексте решения задач ОО "Физическая культура": 

1. Информация, таблицы в первой части плана, заполняются в течение учебного года:
     
     Таблица "Группы здоровья и учет заболеваемости"
     - включает информацию ФИ ребенка, группа здоровья и диагноз (если не первая группа), 9 колонок по месяцам для фиксации дней, пропущенных по болезни и диагноза. Данная информация служит исходной для осуществления индивидуального подхода к организации физкультурных занятий,  оптимального статодинамического режима в течение дня, мероприятий оздоровительно - профилактической направленности.

     Таблица "Антропометрические данные"  - результаты измерений роста и веса детей. Дети от 2- 3 лет - каждый квартал, от 3-7 лет - один раз в пол-года (сентябрь, январь, май)
Данные этой таблицы используются для фиксации динамики физического развития ребенка, а также  подбора размера мебели в соответствии с требованиями  СанПин 2.4.1.3049-13, составления схемы рассаживания.

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Группа роста детей
(мм)
Группа мебели
Высота стола
(мм)
Высота стула
(мм)
До 850
00
340
180
свыше 850 до 1000
0
400
220
с 1000-1150
1
460
260
с 1150-1300
2
520
300
с 1300-1450
3
580
340
С 1450-1600
4
640
380

Таблица "Уровень развития мелкой моторики рук" (из наблюдений)
Включает информацию - ФИ ребенка и 6 колонок
Неправильное положение пальцев
Недостаточная работа пальцев
Жесткая фиксация
Ведущая правая рука
Ведущая левая рука
Равное развитие обеих рук

Таблица "Режим дня"
Таблица - циклограмма "Формирование основ ЗОЖ"

2 часть На квартал выносится планирование следующих направлений работы:

Формирование КГН - задачи берем из реализуемой программы, в соответствии планируем воспитательную работу, в течение квартала при необходимости вносим корректировки, дополнения.

Физкультурные праздники и развлечения - 
1 физкультурный праздник -  из Годового плана ДОУ,
3 физкультурных развлечений (1 в месяц -  по плану инструктора по физ.культуре)

3 часть  Планирование на месяц: 

Основные виды движений
Утренняя гимнастика (2 комплекса в месяц, один из них - музыкально - ритмическая гимнастика)
Гимнастика пробуждения (после сна)
Циклограмма "Профилактические гимнастики в течение дня":
физминутки, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки, кинезеологические упражнения, точечный массаж БАТ. (планируется по 2-3 вида гимнастик на месяц)
Музыкальный репертуар для создания психологического комфорта в режимных моментах в течение дня






Комментариев нет:

Отправить комментарий