Музыка и здоровье ребенка

Мир музыки поистине безбрежен. Он охватывает разные исторические эпохи, слои общества, различные национальные традиции. Музыка во многом отличается от других видов искусства - ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра и кино, ибо она оперирует средствами чисто эмоционального воздействия и обраще­на преимущественно к чувствам и настроениям людей. Музыка обладает специфическим свойством влиять на психику человека, его эмоциональное состояние. Одна мелодия располагает нас к покою, может опечалить, повергнуть в глубокую задумчивость, другая заставляет отбивать ритм ладонью, притоптывать ногой или пуститься в пляс.
Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные в ней чувства и настроения.
Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством. Применение ее во время  проведения утренней гимнастики, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся дошкольников единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.

Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу». Этому свойству музыки высокую оценку давали Пифагор, Платон,

Гиппократ, Аристотель и другие ученые Древней Греции. Аль Фараби, музыкотерапевт древнего Хорезма, утверждал, что музыка действует на человека через главный орган его тела - головной мозг. По его мнению, головной мозг регулирует работу сердца, темперамент, поддерживает нервную систему и ощущения. Данные хорезмских музыко-терапевтов были подтверждены работами В. М. Бехтерева.
Большое внимание музыкальной стимуляции физической и умственной работоспособности человека уделял Аристотель. Он пришел к выводу, что музыка решает в обществе определенные задачи, она способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать их умственную и физическую деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы.
В Китае, Индии, Египте и Древней Греции можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, то есть в психотерапевтических целях.
Арттерапия, то есть терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки и танца, физических упражнений, может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного возраста.
Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, ускорить протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач возбуждать или успокаивать ребенка, снимать нервное напряжение. Такую музыку можно назвать функциональной.
В основе благотворного влияния функциональной музыки на деятельность занимающихся лежат два фактора: положительная роль оптимального эмоционального возбуждения и способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. Функциональной музыкой можно повышать ритмические процессы организма, делая их более экономичными в энергетических затратах. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику.
Применение музыки в утренней гимнастике способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжения мышц) и ускоряет овладение техникой движений.

Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы.

Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают оздоровительный эффект.
Главными задачами физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Работа по развитию движений осуществляется на физкультурных, музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.
Вопрос о взаимосвязи музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, советский педагог Н. А. Ветлугина отмечает: «...между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются и очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание».

Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики (с учетом выполнения задач физического воспитания) - одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.

Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные музыкальные произведения. Естественно, что их исполнение должно быть грамотным. Ведь элементы музыки - это не только ритм, но и темп, метр, динамика, характер звуко-движения (легато, нонлегато, стаккато, маркато). Эти элементы определяют выразительность содержания музыкального произведения, они же являются и средствами выразительности музыкально-ритмических движений (быстро-медленно, усиливая-затихая, громко-тихо, плавно-отрывисто и т.д.).

В  практике иногда встречается свободное импровизирование маршеобразной и танцевальной музыки, к которой дети, к сожалению, привыкают из-за ее ритмичности и кажущегося удобства для ходьбы, исполнения плясок. Воспринимается лишь отдельный ритм, а не музыкальный ритм как результат определенного, организованного распределения звуков, состоящих в тесной связи с характером и свойствами этих звуков.

Искаженное исполнение музыки особенно вредно для маленького слушателя, так как именно в этом возрасте происходит знакомство ребенка с миром музыкального искусства. Музыка как вид искусства всегда содержательна, поэтому движения под музыку становятся осмыслены, эмоционально окрашены.
Движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движений: ходьбы, бега, разнообразных прыжков и подпрыгиваний (с одной ноги на другую, на двух ногах и т.д.). Они используются и в целях развития мышц плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, вырабатывают хорошую правильную осанку, учат детей пространственным ориентировкам (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, движения шеренгой, в колонне, звеньями и т.д.).
Конечно, не все физические упражнения могут быть использованы с целью музыкально-ритмического развития. Прыжки в длину, высоту, ползание, лазанье, метание в цель не могут выполняться под музыку. Там, где стоит задача подпрыгнуть, перепрыгнуть, залезть, перелезть, попасть в цель, потребуется индивидуальный темп от каждого ребенка. Музыка с ее организованным метроритмом в этом случае мешает выполнению задания. Кроме того, надо иметь в виду, что, так же как и на занятиях физкультурой, не следует на утренней гимнастике танцевальные шаги выполнять под счет.
Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в детском саду желательно проводить, начиная со второй младшей группы (дети 3-4 лет), когда происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков. К этому периоду детское восприятие совершенствуется, развивается воображение, ребенок уже способен создать на основе словесного описания образ предметов. Ярче проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети могут различать регистры, тембровую окраску звучания, динамику (громко, тихо), узнавать знакомые произведения. Однако слуховое внимание у них еще неустойчиво. Поэтому музыкальное сопровождение дается только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (птички клюют, воробышки прыгают, мячики покатились и т.д.).

Дети 4-5 лет (средняя группа) чувствуют ритмический рисунок музыкального произведения, направление его мелодической линии, силу звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.

У детей старшей и подготовительной к школе групп (6-7 лет) наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера. Большинство упражнений в комплексах утренней гимнастики для старших групп проводится с музыкой. Без музыкального сопровождения выполняются упражнения, которые требуют индивидуального темпа (чаще это касается упражнений для мышц брюшного пресса).
Все упражнения, включенные в комплекс утренней гимнастики, должны быть хорошо знакомы детям. Разучивание упражнений осуществляется на физкультурном занятии без музыки и на музыкальном занятии музыкой. При таком условии утренняя гимнастика проходит эмоционально, в хорошем темпе.
В период разучивания упражнений воспитателю следует использовать бубен. Четкие удары в бубен хорошо регулируют темп выполнения упражнений. Во время бега нельзя встряхивать бубен, надо изменить силу и характер его звучания. В противном случае ребенок не чувствует ритмичности, его шаг становится дробным, мелким (семенящим). Для регуляции дыхания при выполнении упражнения детям предлагают произносить слова, звуки. Например, опуская руки, сказать: «Вниз», приседая, постучать кончиками пальцев по коленям, сказать: «Клю-клю» и т.д.

Если упражнения выполняются с музыкальным сопровождением, то бубен уже не используется, слова и звуки не произносятся, так как регулированию дыхания во время упражнения способствует точное соблюдение протяженности музыкальной фразы. 

Раздел в стадии заполнения

Комментариев нет:

Отправить комментарий